Сегодня: Вторник 19 марта
Доллар США: 91.98 ₽ Евро: 100.24
Главная / Программы / Народы Серова / Народы Серова. Премьера новой рубрики

Народы Серова. Премьера новой рубрики

13 марта 2017 в 18:55

Народы СероваНароды Серова

Новостной выпуск продолжает наша новая рубрика «Народы Серова». Она о людях и для людей. О богатстве и многообразии культур, истории, языках, традициях жителей нашего многонационального округа. Пилотный выпуск смотрите прямо сейчас.

Серовский городской округ – северные ворота Урала. Территория – свыше шести тысяч квадратных километров. На ней проживает более 100 тысяч человек. И большая часть из них здесь, в городе. Каждый день мы встречаемся друг с другом на улицах.  Но так толком и знаем тех, кто нас окружает. Кто наши соседи? Все мы разные. Наш округ многонационален, как и наша страна. Народы Серова.  Давайте знакомиться!

Согласно археологическим и историческим данным первыми территорию в районе Серова населяли народность манси, жившая здесь на протяжении тысячи лет. Русские переселенцы в районе Богословского горного округа появились в 18 веке. Тогда, когда здесь были открыты месторождения руды, появились первые заводы. В середине 18 века и до строительства Надеждинского металлургического завода на Урал шли, спасаясь от голода, татары, чуваши, мари, мордва, зыряне и коми. Эту информацию хранит Серовский исторический музей.

Во время Первой мировой войны из Риги в Надеждинск был эвакуирован машиностроительный завод Общества братьев Клейн. Завод принадлежал немецким промышленникам, был национализирован и передан Богословскому горному округу. Кроме латышских рабочих, на предприятии использовался труд военнопленных, германских и австрийских подданных. Это немцы, австрийцы, чехи, венгры, румыны, итальянцы, хорваты и  турки.

Наряду с военнопленными на заводе использовали труд китайских и корейских рабочих. В 1917 году на заводе работало больше тысячи китайцев.  Их селили в бараках на окраине  Второй линии старого поселка, в настоящее время это улица Народная. Заводская проходная, которой они пользовались, получила название «азиатской». Ее так и называют в народе сегодня, но мало кто расскажет почему.

В 1918 году часть военнопленных, после войны, осталась жить в Надеждинске, обзавелась семьями. По данным архива на 1925 год в Надеждинске и его районе проживали свыше 40 иностранных подданных государств Австрии, Чехословакии, Польши, Литвы. По национальности в большинстве своем это были поляки, литовцы, словаки и немцы.

Чуть позже в Надеждинске появляются первые спецпереселенцы. Их в результате политики раскулачивания в громадном количестве высылали на Урал из крупных сельскохозяйственных районов страны. Они прибывали из Крыма и Украины, Краснодарского, Ставропольского края, Северо-Кавказского и Азио-Черноморского краев.

Территория Надеждинского района покрылась густой сетью спецпоселков. Помимо Надеждинска, спецпереселенцев расселяли в соседних Филькино, Черноярке, Еловке, и Новой Коле. По национальности это были украинцы, крымские и казанские татары, немцы Поволжья и Крымской Автономной Советской Социалистической Республики, а также выходцы с Западной Украины и Белоруссии. Кроме спецпереселенцев в Надеждинск прибыли политэмигранты, которые были арестованы за нелегальный переход границы. Это были финны, латыши, немцы, поляки, польские евреи. В начале 20 века на Кабаковском метзаводе работали 124 финна и 18 немцев.

По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года в нашем округе и сейчас проживают представители абсолютно разных национальностей. Кроме того,  в Серове успешно развиваются различные национальные общественные объединения. Среди них и центр татарской и башкирской культуры «Чулпан». Он существует в Серове уже почти 25 лет. Все эти альбомы с фото  бережно хранят его историю. И отражают все богатство и многообразие этнической самобытности татар и башкир, проживающих на территории нашего округа.  В архивах здесь празднование национальных праздников, отчеты с концертов, выступления на различных конкурсах, в том числе и за пределами города, приезд гостей. А также на этих снимках запечатлены и те, кто стоял у истоков создания центра. Накануне мы встретились с руководителем этого объединения Розалией Синцовой.

РОЗАЛИЯ СИНЦОВА, РУКОВОДИТЕЛЬ ЦЕНТРА ТАТАРСКОЙ И БАШКИРСКОЙ КУЛЬТУРЫ «ЧУЛПАН»:

«- Розалия Габдрахимовна, расскажите, пожалуйста, что такое «Чулпан»?

– Центр татарской и башкирской культуры «Чулпан» в городе Серове работает, живет с 1993 года. Что означает «Чулпан»? Это – «Звезда»,  «утренняя звезда». И ансамбль при центре культуры называется  «Утренняя звезда». Мы все любим Муссу Джалиля. Его дочь звали Чулпан. И поэтому выбрали такое название. При центре «Чулпан» на сегодняшний день больше 50 человек. Занятия разные проходят. Кто-то занимается в ансамбле, кто-то ходит в воскресную школу национальную татарскую, кто-то занимается в клубе».

Общественная организация «Азербайджан». Это еще одно национальное объединение, которое успешно развивается в Серове. На днях мы побеседовали и с его руководителем.

МАРГАБИБ АГАЛАРОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СЕРОВСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «АЗЕРБАЙДЖАН»:

«- Миргабиб, скажите, как верно называется ваше объединение? Сколько там человек? Чем занимаются люди? Когда оно появилось?

– Наше объединение называется Серовская общественная организация «Азербайджан». В Серове наше объединение начало действовать в конце 2012 года. В нашем объединении активные участники 15-20 человек, но уроженцев Азербайджана в Серове около 1000 человек. Мы организовали это объединение, чтобы показать молодым наши национальные традиции. Чтобы они не забыли их здесь Серове, чтобы уважали здешние традиции, и свои традиции не забывали. Мы участвуем в разных городских мероприятиях: День города, национальные праздники. Молодежь тоже активно участвует в этих мероприятиях. Самое важное для азербайджанской общины, чтобы молодежь привлекала молодых ребят других национальностей, чтобы они дружно жили, чтобы не было межнациональной розни, чтобы была только дружба. Чтобы они, когда видели друг друга, не считали их для себя другими, а относились к ним как к своим. Не зависимо от национальности. Русские, азербайджанцы, татары, башкиры… Мы этого хотим. И в дальнейшем хотим это передать нашему поколению молодому. Чтобы они только дружили, любили другу друга и уважали».

Русские, татары, украинцы, башкиры, марийцы, немцы, удмурты, белорусы, манси и не только.  Серовская статистика апеллирует множеством цифр и разнообразием сведений. Однако за всеми цифрами – люди. Это мужчины, женщины и дети. Это семьи. Это серовчане.   Все они имеют свою культуру, язык, религию. Все они жители Серова. О том, как они проводят свободное время, чем увлекаются, интересуются, чем живут, и о чем мечтают, мы продолжим рассказывать в нашей новой рубрике «Народы Серова».

 

 

 

 

 

 

 



Делитесь новостями:

Следите за нами на наших каналах:
  • Автор: 123 Добавлено 14 марта, 2017 в 09:05

    Интересная рубрика! Только фоновую музыку немного потише сделайте пожалуйста!

  • Автор: Учитель русского Добавлено 3 октября, 2019 в 13:11

    Азио-Черноморский регион. Это где? Это тот, что между Азиатским и Черным морем?

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.