Сегодня: Пятница 29 марта
Доллар США: 92.37 ₽ Евро: 99.53
Главная / Новости / Росреестр информирует! Законодателем установлен порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости

Росреестр информирует! Законодателем установлен порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости

9 июля 2021 в 15:35
Категории: Новости, Статьи

29 июня 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающий порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

Закон будет способствовать реализации комплексного плана по наполнению сведениями Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), который Росреестр реализует совместно с региональными органами исполнительной власти. В развитие плана ведомство утвердило «дорожные  карты» со всеми субъектами Российской Федерации.

Закон позволит органам местного самоуправления осуществить мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости с целью наполнения ЕГРН актуальными сведениями о правообладателях таких объектов и вовлечения их в гражданский оборот.

На территории Свердловской области ранее учтенных объектов недвижимости без прав -1403091 объектов

По Серовскому городскому округу таких объектов значиться – 11906.

Напомним, что к ранее учтенным относятся объекты недвижимого имущества, права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

С целью реализации положений Закона № 518-ФЗ органам местного самоуправления необходимо проанализировать сведения, содержащиеся в своих архивах, а также направить запросы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, осуществлявшие до дня вступления в силу закона № 122-ФЗ учет и регистрацию прав на объекты недвижимости, а также нотариусам в целях получения сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости, которые могут находиться в архивах и (или) в распоряжении таких органов, организаций или нотариусов.

Реализация Закона № 518-ФЗ позволит исключить из ЕГРН неактуальные сведения об объектах недвижимости на основании акта осмотра, подготовленного органом местного самоуправления. Акт осмотра подготавливается в случае фактического прекращения существования объекта недвижимого имущества.

Управлением Росреестра по Свердловской области в рамках предварительных мероприятий, предусмотренных Законом № 518-ФЗ, организованы и проведены совещания с участием органов местного самоуправления в целях реализации «Дорожной карты»  Управлением.

В ходе  совещаний до присутствующих были доведены новеллы Закона № 518-ФЗ в части выявления сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости, обсуждены вопросы о порядке реализации Дорожной карты в части внесения в ЕГРН сведений об отсутствующих правообладателях объектов недвижимости,  выработан алгоритм действий по обработке перечня ранее учтенных объектов недвижимости, сведения о которых содержатся в ЕГРН, но права на которые не зарегистрированы, подпадающих под действие Федерального закона от 30.06.2006 №93-ФЗ (земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства и индивидуального жилищного строительства, регистрации прав граждан на эти земельные участки, а также расположенные на указанных участках объекты недвижимости), а также перечня ранее учтенных жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, сведения о которых содержатся в ЕГРН, но права на которые не зарегистрированы.

Для органов государственной власти и органов местного самоуправления  Управлением подготовлены памятки по порядку реализации дорожной карты «Внесение в ЕГРН сведений об отсутствующих правообладателях объектов недвижимости», а также  для проведения ими разъяснительной работы с населением о преимуществах государственной регистрации ранее возникшего права. 

Согласно частей 4, 9 ст. 69 Закона о регистрации ранее учтенными объектами недвижимости являются:

— объекты, в отношении которых был осуществлен технический учет или государственный учет до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (01.03.2008),

— объекты, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права, на которые зарегистрированы в ЕГРН и не прекращены,

— объекты, в отношении которых права возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (31.01.1998), и не прекращены, сведения о правах не внесены в ЕГРН и государственный кадастровый учет не осуществлялся.

 Закон о регистрации в ст. 69 и Федеральный закон № 518-ФЗ не содержит ограничений по видам объектов недвижимости, следовательно, к ранее учтенным объектам недвижимости могут относиться все виды объектов недвижимости, в том числе земельные участки, объекты капитального строительства — здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства.

Федеральный закон № 518-ФЗ конкретизирует, что закон применяется к объектам, на которые документы были оформлены до дня вступления в силу 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (31.01.1998) и права не зарегистрированы в ЕГРН (п. 3 ст. 5 ФЗ № 518-ФЗ).

Право собственности нужно подтвердить правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами, например,

  • в отношении земельного участка — свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения» (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ), выписки из похозяйственных книг.
  • в отношении ОКС — договор безвозмездной передачи квартиры в собственность, архивные документы органов власти и органов технической документации.

Кроме того, права на ранее учтенные объекты, полученные по наследству, могут подтверждаться свидетельством о праве на наследство.

Законом не ограничен перечень документов, представляемых в качестве оснований для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.

В связи с этим сведения о ранее учтенном объекте недвижимости могут быть внесены в ЕГРН на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на соответствующий объект недвижимости, при этом такой документ должен быть выдан уполномоченным органом (организацией), отвечать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания (Письмо Минэкономразвития России от 18.04.2017 № ОГ-Д23-4496)

Мероприятия по выявлению ранее учтенных объектов будут осуществлять органы местного самоуправления (Администрации муниципальных образований в лице своих структурных подразделений), в порядке, предусмотренном ст. 62.1 Закона о регистрации в редакции ФЗ от 30.12.2020 № 518-ФЗ.

Последовательность действий органов местного самоуправления по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости (далее – правообладатели) определена в новой статье 69.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) и включает следующие этапы:

1 этап: Сбор информации о ранее учтенных объектах недвижимости.

Проводится анализ сведений, имеющихся в распоряжении органа местного самоуправления, в том числе архивных, и направление запросов в органы власти, организации, осуществлявшие до даты вступления в силу Закона № 122-ФЗ учет и регистрацию прав на объекты недвижимости (например, БТИ), нотариусам, в налоговые органы, органы внутренних дел, Пенсионный фонд РФ.

2 этап: Подготовка проекта решения о выявлении правообладателя и направление его правообладателю, размещение его на сайте муниципального образования и направление копии проекта решения лицу, выявленному в качестве правообладателя.

     По итогам мероприятий и сбора информации орган местного самоуправления готовит проект решения о выявлении правообладателя, содержание проекта определено в ч. 6 ст. 69.1 Закона о регистрации.

Проект решения не нужно подготавливать в следующих случаях:

— если ответы на запросы содержат противоречивую информацию,

— если выявленный ранее учтенный объект является зданием, сооружением, объектом незавершенного строительства, прекратившими свое существование.

3 этап: Органом местного самоуправления принимается решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта, если в течение 45 дней не поступят возражения.

4 этап: Направление заявления о внесении сведений в ЕГРН.

В течение 5 рабочих дней с момента принятия решения о выявлении правообладателя орган МСУ направляет в орган регистрации: заявления о внесении в ЕГРН одновременно сведений о ранее учтенном объекте и о правообладателе, либо заявление о внесении в ЕГРН только сведений о правообладателе, если сведения об объекте (кадастровый/условный номер) имеются в ЕГРН.

В этот же срок копия решения о выявлении правообладателя направляется лицу, выявленного в качестве правообладателя, по адресу регистрации, а при наличии адреса электронной почты – только по электронной почте.

В связи с вышеуказанными новеллами законодательства рекомендуем правообладателям недвижимости, не дожидаясь выявления органами местного самоуправления правообладателя объекта недвижимости,  проверить у себя наличие правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на ранее учтенные объекты недвижимости. В случае выявления таковых обратиться в Росреестр за регистрацией ранее возникшего права.

В настоящее время граждане освобождены от оплаты госпошлины за регистрацию ранее возникших прав, таким образом каких-либо дополнительных обременений финансовых внесение сведений о правах в ЕГРН не потребует.

Согласно действующему законодательству ранее возникшие права считаются действующими вне зависимости от внесения сведений них в ЕГРН.

При этом, если правообладатель пожелает продать или подарить такой объект недвижимости, иным образом распорядиться, ему обязательно нужно зарегистрировать на него своё право.

     Таким образом, внесение сведений о ранее учтенном объекте в ЕГРН является необходимым условием для распоряжения недвижимостью, выявление правообладателей ранее учтенных объектов способствует стабильности гражданского оборота и доступности сведений ЕГРН.

В случае если у Вас возникли вопросы по обсуждаемой теме, обращайтесь в Серовский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области по телефонам: +73438561412, +73438561411, а также по адресу: г. Серов, ул. Рабочей Молодежи, 3.

Материал подготовлен Серовским отделом Управления Росреестра по Свердловской области (06.07.2021)



Делитесь новостями:

Следите за нами на наших каналах:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.