Сегодня: Среда 24 апреля
Доллар США: 92.51 ₽ Евро: 98.91
Главная / Новости / Что значит «помарать» текст и кто следит за работой всех цехов театра?

Что значит «помарать» текст и кто следит за работой всех цехов театра?

29 июля 2020 в 15:53
Категории: Новости

Что значит «помарать» текст и кто следит за работой всех цехов театра?Что значит «помарать» текст и кто следит за работой всех цехов театра?

В этом выпуске мы продолжим знакомить вас с удивительными людьми, работающими над созданием спектаклей Серовского театра драмы. Наша съемочная группа встретилась с помощником режиссера

На протяжении 2 недель мы знакомим вас с большой командой профессионалов Серовского театра драмы им.А.П.Чехова, которая работает над созданием спектаклей и сопровождает творческий процесс от первой читки до закрытия кулис на премьере. Как известно, у каждой команды должен быть лидер. Задача следить за всем рабочим процессом ложится на плечи помощника режиссера. Серовскому театру драмы повезло, ведь последние 15 лет режиссерам-постановщикам помогает опытная и буквально влюбленная в свое дело Ирина Трофимова.

ИРИНА ТРОФИМОВА, ПОМОЩНИК РЕЖИССЕРА СЕРОВСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ ИМ.А.П.ЧЕХОВА: «Вся наша работа – техническая, но творческие моменты в ней тоже присутствуют. Это мое мнение, что без такого подхода нельзя. Сейчас есть должностные инструкции, которые читает новый человек. Но в любом случае, работа «помрежа» – это только опыт! Иногда в памяти держатся те спектакли, которые давно не играем. Ты уже знаешь, где что стоит и как.

-А первая ваша работа в стенах Серовского театра драмы – это что за пьеса?

-«Мой бедный Марат», которую мы ставили в 2006 году и возили на фестиваль. Это было сделано с таким удовольствием. Помощник режиссера же не просто выполняет указания режиссера-постановщика. За кулисами, когда очень много работы, ты включаешься, и помогаешь реквизиторам, костюмерам. Потому что иногда за кулисами бываем мало места и нужно все сделать без толкотни. Все новое очень поглощает!»

Работа помощника режиссера начинается с первой читки пьесы. Также, как и режиссер, Ирина Леонидовна заранее знакомится с текстом, а по ходу работы с труппой делает заметки — куда актер должен пойти, в какой момент встать с места, откуда взять реквизит, а также в какой момент включается музыка или свет. Ирина Леонидовна называет этот процесс «помарать» текст. Когда работа над спектаклем перемещается на сцену, помощник режиссера следит, чтобы все было организованно лучшим образом. Тогда репетиции пройдут продуктивнее.

ИРИНА ТРОФИМОВА, ПОМОЩНИК РЕЖИССЕРА СЕРОВСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ ИМ.А.П.ЧЕХОВА: «Заканчивается застольный период и начинается репетиционный процесс, когда декорации еще не готовы, у нас ставится обозначающая выгородка. Например, табурет – это шкаф, и по возможности, если мы можем что-то подобрать из имеющегося реквизита, то выгородку ставим из него. Также мы приходим за час, все выставляем. Тут тоже нюансы, когда точно нужно знать, где и что стоит. Мы отмечаем все звуковые эффекты, выходы, где нужна отмашка монтировщикам – это обязанности «помрежа». Здесь приходить «отработал и ушел» — не получается. Нужна команда между цехами, связь с артистами, иначе творческого процесса нет и кайфа от работы не получаешь.»

Конечно же, самая волнительная часть работы начинается в день премьеры спектакля. В такие моменты помощник режиссера больше напоминает закулисного Фигаро, ведь одновременно нужно смотреть за актерами и следить за работой цехов, чтобы освещение, декорации, реквизит и музыкальное сопровождение вступали вовремя. Из таких мелочей удается достичь полного погружения зрителя в происходящее на сцене.

ИРИНА ТРОФИМОВА, ПОМОЩНИК РЕЖИССЕРА СЕРОВСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ ИМ.А.П.ЧЕХОВА: «И ружье, которое висит, может выстрелить! Здесь все сложно предугадать. Сейчас многие моменты зависят от техники, может произойти сбой. Вот раньше у нас были просто ручные штанкеты, когда по отмашке «помрежа» мальчики должны были опускать штанкеты с двух сторон. Сейчас после ремонта появились пульты с двух сторон от сцены, часть штанкетов сейчас автоматические и иногда я могу просто стоять у пульта и опускать сама. Все это прописано в партитуре. Она есть и у звукорежиссеров, и у мальчиков радистов. У нас все слаженно. Потому что если по моей отмашке где-то что-то вовремя не пойдет – это будет не очень хорошо.»

Если для зрителя работа, проделанная помощником режиссера во время спектакля, незаметна, значит все прошло очень хорошо. За кулисами, помимо взаимодействия с цехами, «помреж» работает с пультом, который приглушает или включает свет, открывает занавес и запускает несложные механизмы.

ИРИНА ТРОФИМОВА, ПОМОЩНИК РЕЖИССЕРА СЕРОВСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ ИМ.А.П.ЧЕХОВА: «Нажимаются кнопочки и включается такой красивый синий свет. Его не видно из зала, но видно артистам. Бывает, что у них выход с одной стороны, потом переход с другой и артисту нужно спокойно пройти. За кулисами мы также проверяем, чтобы не лежали провода под ногами и куда девочки раскладывают реквизит. Иногда спрашиваем у артистов кому и куда его удобнее разложить. По технике безопасности все проверяем, чтобы не было карманов, и кулисы, чтобы они были отгружены и зрителю ничего не было видно.»

Также в обязанности Ирины Леонидовны вход работа со специальным кругом, вмонтированным в сцену. Его серовские зрители могут помнить по постановке «Шум за сценой». Такой непростой работе не учат в театральных вузах. Опыт помощники режиссеров набирают самостоятельно за время работы над спектаклями, от приезжих режиссеров и во время поездок в другие города или на фестивали, когда удается пообщаться с коллегами. Самое главное, по словам Ирины Леонидовны, слышать режиссера-постановщика и понимать, что он хочет видеть на сцене. Тогда и работа будет в радость.



Делитесь новостями:

Следите за нами на наших каналах:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.