Сегодня: Четверг 14 ноября
Доллар США: 98.37 ₽ Евро: 104.29
Главная / Разное / «Это кино фиксирует ускользающую реальность»

«Это кино фиксирует ускользающую реальность»

6 декабря 2016 в 13:00
Категории: Разное

Почему Екатеринбург в декабре станет российской столицей документальных фильмов? Интервью

Московский центр документального кино отобрал для Екатеринбурга несколько фильмов со своего фестиваля «Центр». Фестиваль представляет лучшие мировые образцы документалистики, отмеченные престижными международными наградами. Weekend в Екатеринбурге будет проходить 10 и 11 декабря в Ельцин Центре. О специфике документального кино и о предстоящем показе мы пообщались с куратором фестиваля Майей Кузиной.

 — Майя, расскажите, как вы отбирали фильмы для показа, и отличаются ли ленты для Екатеринбурга от подборки для других городов?

— Основной фестиваль уже прошел в сентябре этого года в Москве, сейчас мы организовали Weekend в нескольких городах России. Мы постарались собрать фильмы, которые участвовали в самых крупных международных фестивалях. Например, Sundance, Tribeca, SXSW, Берлинский и Венецианский кинофестивали.

Изначально программа состояла из двенадцати картин, в Екатеринбурге мы представим четыре самых любимых нами и самых популярных среди московской аудитории. В екатеринбургскую подборку решили включить фильм «Страна Барбикания», который посвящен лондонскому архитектурному комплексу Барбикан. Ваш город — памятник конструктивизма, тема архитектуры жителям известна и понятна. Мы решили, что вам будет интересно к ней обратиться и даже провести некоторые параллели.

— Вы говорили, что в программе будут фильмы, ориентированные на проблемы общества. Мы нередко видим документальное кино, где в центре — реальная человеческая беда. Как вы думаете, можно ли с помощью таких фильмов решать наболевшие вопросы?

— Я считаю, прежде чем начать решать проблему, ее необходимо обозначить и правильно сформулировать, а затем рассказать о ней как можно большему количеству людей. В этом смысле документальное кино — мощный инструмент продвижения и привлечения внимания к актуальным вопросам современности, ведь лаконичная форма делает его доступным для очень широкой аудитории. Фильмы, обращенные к определенной проблеме, выполняют важную социальную функцию.

Фильмы для Екатеринбурга отбирали с учетом особенностей города. Например, конструктивизма

— В чем для вас главное отличие документального кино от игрового?

— Документальное кино отличается большей искренностью и актуальностью, так как режиссер находится в непосредственной близости от героя и события и способен запечатлеть его в тот самый момент, когда оно происходит. Игровое кино не может себе такого позволить.

— Несмотря на то, что документальные фильмы остаются кино не для широкой публики, сейчас идет большой всплеск заинтересованности в этом жанре. У нас, например, как раз недавно прошел фестиваль «Россия». Как вы думаете, с чем этот всплеск связан?

— Думаю, как раз с возможностью режиссера-документалиста зафиксировать быстро ускользающую реальность и доносить ее до совершенно разных людей.

— Перед «Центром» у нас проходит другой фестиваль документального кино — «Артдокфест». Они не конкурируют между собой? И возможна ли конкуренция среди таких фестивалей?

— Конечно же, никакой конкуренции нет. Мы скорее друзья и партнеры: мы вместе занимаемся благородным делом — стремимся привлечь к сфере документального кино все большее количество людей. Особенность и большая заслуга «Артдокфеста» в том, чтобы открывать новые имена в отечественной документалистике и рассказывать о том, что происходит с нами и вокруг нас. Наша задача, по крайней мере сейчас — максимально подробно рассказывать о том, что происходит с современной культурой и обществом во всем мире. Мир, и мир документального кино в частности, активно развивается, и мы хотим не отставать. Хотим, чтобы наш зритель тоже участвовал в этих процессах.

В декабре Ельцин Центр принимает не только уикенд фестиваля «Центр», но и «Артдокфест»

— К слову о российской документальной школе, режиссер-документалист Марина Разбежкина как-то раз сказала, что такое кино тоже можно назвать игровым, так как перед камерой все становятся чуть-чуть иными. Вы согласны с этим?

— Это зависит от того, кто снимает фильм. Марина Александровна как раз сторонник того, чтобы добиваться максимальной искренности, и учит студентов тому, как общаться с героем в реальной жизни, как помогать герою приспособиться к камере и вести себя естественно. Но монтаж есть всегда, и у режиссера есть возможность «вертеть» и расставлять события, выстраивая живой материал в определенную историю, представляя определенное видение. Поэтому документальное кино в то же время немного игровое — даже у него есть сценарий.

— Монтаж в документальном кино — это не вторжение в естественный порядок вещей?

— Каждый режиссер решает этот вопрос по-своему. Некоторые режиссеры говорят, что документальное кино — это не объективная реальность, потому что есть монтаж. Кто-то пытается максимально сохранить логику повествования, чтобы приблизить фильм к действительности.

— Как вам кажется, перед документалистом стоит моральный выбор?

— Режиссер есть режиссер. Он не обязан помогать герою, которого снимает. При этом есть много примеров, когда мастер становится другом и помощником своего персонажа.

— В одном из интервью вы говорили, что документальное кино широкой публике не слишком знакомо, а многие фильмы заслуживают внимания. Как сделать документальные фильмы более популярными? И почему, как вам кажется, люди должны их смотреть?

— Документальное кино нам необходимо, чтобы понимать, что происходит в мире, ведь оно фиксирует самое новое и актуальное, что есть на сегодняшний день. Для того, чтобы кино стало популярным, нужно больше о нем рассказывать, привозить спикеров, показывать разные работы. Благодаря вылазкам на другие территории — в другие города — тенденция заинтересованности документальным кино будет усиливаться, чтобы как можно больше людей смогли познакомиться с этим жанром и насладиться им.

Программа фестиваля:

10 декабря

«Билл Каннингем. Нью-Йорк». Фильм о родоначальнике street-style фотографии и великом аскете мира глянца. Беседа c Максимом Авдеевым, фотографом, который в равной мере состоялся в фэшн-съемке и в репортажах из горячих точек.

Lovetrue. Режиссер и оператор Альма Харьель доказывает, что реальные люди могут быть гораздо более трогательными персонажами, чем те образы, которые создают актеры игрового кино.

11 декабря

«Анимированная жизнь». Фильм по роману-бестселлеру Рона Саскинда, который однажды обнаружил себя отцом трехлетнего мальчика-аутиста. Путь к собственному ребенку семья смогла найти через диснеевские мультфильмы.

«Страна Барбикания». Фильм-путешествие в сердце бруталистского лондонского квартала Барбикан, жители которого давно уже превратились в сплоченное и довольно закрытое комьюнити.

http://ura.ru/articles/1036269686

Фото: Александр Мамаев © URA.Ru

Фото: Александр Мамаев © URA.Ru



Делитесь новостями:

Следите за нами на наших каналах:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.