Подход к организации контрольной работы налоговых органов изменен

Предупреждение налоговых правонарушений. Это новое направление в работе налоговой инспекции. Акцент сделан на комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Как следствие – отказ от тотального контроля и переход к контролю, основанному на критериях риска. В связи с чем, Федеральной налоговой службой разработана и утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок.

Подход к организации контрольной работы налоговых органов изменен. Разработанная Концепция системы планирования выездных налоговых проверок определила 12 критериев налоговых рисков, по которым в результате аналитической работы проводится отбор налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок. Критерии эти общедоступны и размещены на интернет-сайте Федеральной налоговой службы России, и каждый налогоплательщик может, обратившись к сайту, сам определить, попадает он в зону риска или нет, и придет ли к нему налоговая проверка. Вот некоторые критерии.

Надежда Трофимова, заместитель начальника межрайонной инспекции ФНС России по Свердловской области № 26: «Есть такие критерии, которые особо не надо пояснять. Это низкая налоговая нагрузка, отражение убытков нескольких налоговых периодов, высокие налоговые вычеты, темпы роста расходов превышают темпы роста доходов, либо вообще, доходы равны расходам, низкая средняя заработная плата, ниже среднего уровня, либо рентабельность низкая. Но есть некоторые пункты, которые, может быть, налогоплательщик самостоятельно не может понять, что это означает».

Один из таких критериев: неоднократное приближение к предельному значению величин показателей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации и предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

Надежда Трофимова, заместитель начальника межрайонной инспекции ФНС России по Свердловской области № 26: «Когда налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения, то существуют определенные критерии для того, чтобы он мог применять эту систему. Достижение этих пороговых значений, либо это площади, либо это численность работников, либо это выручка высокая, тоже является критерием рисков. То есть, бывают такие организации, которые достигли выручки 60 миллионов, а если более 60 миллионов, уже не имеют права применять упрощенную систему налогообложения. Достигают 50-ти, бросают организацию, создают новую и т.д. То есть, все это – критерий рисков».

Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа — еще один критерий самостоятельной оценки рисков. В частности, когда при проверке декларации выявляются какие-либо расхождения, налогоплательщика просят пояснить либо уточнить свои налоговые обязательства. Многие, надо отметить, нормально реагируют на письма из налоговой, но некоторые налогоплательщики начинают просто прятаться, и совершенно зря.

Надежда Трофимова, заместитель начальника межрайонной инспекции ФНС России по Свердловской области № 26: «Поскольку не отвечают, мы начинаем запрашивать банки, контрагентов. Все это нарастает как снежный ком, и у налогоплательщика начинается паника. Когда, в конце концов, мы убеждаем, что, действительно, есть нарушения, мы уже приглашаем на комиссию. У нас существует комиссия по легализации налоговой базы. Когда налогоплательщик приходит на эту комиссию, мы разъясняем, что у него неправильно, какие ошибки допущены, либо он нам доказывает, что прав. То есть, на этой комиссии мы выясняем свои отношения».

Таким образом, сообщение от налоговой с просьбой пояснить, проверить, уточнить свои обязательства – это не страшная карательная мера, а нормальный рабочий процесс, в помощь самому налогоплательщику, без каких-либо для него печальных последствий. Элементарное незнание того, как ведется данная работа и, как следствие, игра в прятки, наоборот, приводят к обратному результату: если налогоплательщик все-таки, так сказать, не проявляется, ему, что называется, светит выездная налоговая проверка.

Далее, систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

Надежда Трофимова, заместитель начальника межрайонной инспекции ФНС России по Свердловской области № 26: «Если он увидел, что какой-то контрагент у него сомнительный, и он может попасть в выездную проверку, что ему могут доначислить, он может самостоятельно исключить сомнительные сделки из своего налогообложения, представить уточненную налоговую декларацию. К ней нужно представить пояснительную записку, что они самостоятельно увидели свои риски и исключили их. Когда приходит такая пояснительная записка, мы декларацию проверять будем, но никаких документов по ней мы истребовать уже не будем. То есть, берем на веру то, что нам представил налогоплательщик».

И надо добавить: чтобы пойти к такому налогоплательщику, самому заявившему о своих налоговых рисках, с выездной проверкой – необходимо разрешение федеральной налоговой службы, и даже не управления, а Москвы.

[local /wp-content/uploads/2013/03/20-nalogovaya.flv]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.